Альбер Камю: «Посторонний»

b 200 0 16777215 00 images Alber KamyuФранцузский философский экзистенциализм – примечательное явление в искусстве ХХ века. Многих привлекает в нем то, что философия и художественное начало неразрывно слиты. Невозможно с точностью определить, где заканчивается вымысел и начинается «чистая» философия, равно как и наоборот.

Лауреат Нобелевской премии, еще при жизни классик французской литературы, Альбер Камю оставил после себя сравнительно небольшое литературное наследие: несколько романов, сборник рассказов, пьесу «Калигула», записные книжки с набросками неоконченного. Среди прочно вошедшего в золотой фонд словесности – повесть «Посторонний». Сразу по выходе она стала бестселлером, а затем прочно вошла в лицейские и университетские курсы.

Повествование ведется от первого лица. Рассказчик – скромный клерк Мерсо. Жизнь его, выражаясь по-гоголевски, «полное беспроисшествие». Даже смерть матери, с которой у героя давно нет ничего общего, не вносит в мерное течение его жизненной реки сколько-нибудь заметного разнообразия. Так продолжается до эпизода с убийством араба. Мерсо напекло голову на солнцепеке и он нажал на курок почти бессознательно.

Вторая часть повести – своеобразное кривое зеркало первой. С юридической точки зрения преступление налицо и убийца должен понести заслуженное наказание. Однако в реальности судят Мерсо, фактически, за другое – за то, что он пренебрег необходимостью следовать общественному лицемерию и поступать как все в ситуациях, требующих играть «по правилам». Он не бесчувственен, в нем не пропал интерес к хорошей еде и красивым женщинам, но все остальное занимает мало.

Автор парадоксально назвал Мерсо «единственным Христом, которого мы заслуживаем» и тем еще более подлил масла в огонь споров о нем и повести в целом.