Леонид Андреев «Иуда Искариот»

Leonid Andreev Iuda IskariotВпервые повесть русского экспрессиониста-писателя Леонида Андреева была напечатана в книге «Сборник товарищества «Знание» 1907 года под названием «Иуда Искариот и другие».

Образы персонажей

Апостолы Апостолы писателя Андреева обладают вполне земными качествами человека, то есть они не является возвышенными. В отличие от Иуды ученики Иисуса более сдержанны и однотипные: Фома неразговорчив, серьезен, благоразумен и очень осторожен; Иоанн честолюбив, наивен, озабочен мыслью стать любимым учеником Иисуса; Петр энергичен, жизнелюбив, громогласен. Но никто из апостолов не относится к Иуде Искариот всерьез, скорее снисходительно. Они осуждали его за притворство, ложь, но обожали слушать его истории, которые являлись очередной ложью.

Иуда

Иуду «парадоксалист» Андреев изобразил загадочным. Иуда из Кариота был опасен, склонен к лжи и предательству. Работал хлеборобом, бросил жену. «Детей Бог Иуде не дал, так как он был дурной человек». Он приносил несчастья и ссоры. К Иуде с недоверием относились и злые, и добрые люди, образ его сформирован из чужих суждений. С первых строчек видно отношение апостолов к Иуде. Еще не зная, что он плохой человек, ученики называют его «безобразным» и «рыжим», тем самым показывая свое недовольстве принятие Иисусом его в круг учеников. Апостолы не доверяет «рыжему» и уверены, что ничего, кроме опасности и зла от него нечего ждать. Знакомство Иуды с Христом тоже неслучайно. Он тянулся к людям добрым и светлым неосознанно. Презираемый негодяй с двойным дном, служащий для разоблачения натуры Искариота, впервые почувствовал теплоту по отношению к себе. И следуя его правилам, пытается полюбить ближнего своего.

Иисус

Иисусу принадлежит роль периферического персонажа, учителя Иуды.

Мотивы. История написания. Публикация

Друзья долго обсуждали с Алеексевым тему написания произведения «Иуда Искариот и другие». Вещь, которая будет непонятна многим и вызовет сильный шум. Первые темы и задумки произведения у Андреева появились в конце марта 1906 года, когда писатель жил в Швейцарии и переписывался с Павлом, братом. Также он попросил переслать ему книги Давида Штрауса и Эрнеста Ренана, среди которых был философско-теологический труд «Жизнь Иисуса». Весной писатель поделился с Александром Серафимовичем секретом, что собирается написать что-то на тему «психологии предательства». Завершил свою работу Алексеев в 1906 году, когда переехал с Германии на остров Капри после смерти жены.

Максим Горький в своих воспоминаниях воспроизвел свою беседу с другом и писателем Андреевым, в котором последний обрисовал свои впечатления после прочтения стихотворения Александра Рославлева «Иуде». Также Пешков отмечал большое влияние на произведение трагедию в стихах «Искариот» Николая Голованова, «История одного страдания» Георага Тора, «Иуда и Христос» Карла Вейзера. Первую редакцию своего произведения Алексеев презентовал Горькому. Тот заметил большое количество исторических и фактических ошибок. Писатель перечитал несколько раз Евангелие и переписал рассказ. Последняя редакция была сделана в 1907 году, после чего Андреев обратился к издательству «Знание», которое и опубликовало в своем альманахе «Иуда Искариот».

Еще при жизни Леонида Николаевича повесть переводилась на итальянский, французский, английский, немецкий и другие языки.