Д.Апдайк «Кентавр»

D.Apdayk KentavrВозникновение «мифологической школы» в литературе прочно связано с именем английского писателя Д.Джойса, автора прославленного романа «Улисс». Мифы в оригинале запечатлели историю освоения человеком окружающего мира и познания своего места в нем. Роман Д. Апдайка тоже стал данью «мифологической школе», впрочем, первой и последней, ибо дальнейшее творчество прозаика стало развиваться по иному, более бытописательскому руслу.

Роман необычен, и неискушенного читателя способен озадачить. Не сразу определишь, например, форму повествования, не сразу поймешь, чей голос слышен в качестве рассказчика: автора, учителя Джорджа Колдуэлла или его сына Питера. Смущают и некоторые композиционные особенности: некролог Колдуэллу, например, помещен в середине книги, что, впрочем, предупреждает нас о предстоящей трагической развязке.

Повествование в «Кентавре» можно условно разделить на реальное, мифологическое и фантастическое. На переднем плане – городок Олинджер в штате Пенсильвания, 1947 год. Самый заурядный быт, дом, семья, работа. Действия очень мало.

Указатель к роману позволяет истолковать почти любую реальную ситуацию в мифологическом ключе. Ключ к указателю прост: реальные и мифологические имена персонажей чаще всего начинаются с одной и той же буквы.

Мифы выполняют в романе различные функции: подчеркивают ощущение контраста между мечтой и реальностью, сатирически заостряют авторскую мысль.

В образе учителя Колдуэлла автор стремился показать человека, приносящего себя в жертву ради семьи и, особенно, ради сына, отрекающегося от возможности реализовать себя как личность, от своего собственного бессмертия ради бессмертия других. В финале Колдуэлл уже поистине, а не аллегорически сливается с Кентавром Хироном.