«Золотой храм» - жизнь и красота
- Подробности
- Создано 03.10.2014 14:25
- Автор: Super User
Послушник Мидзогути - главный персонаж самого, пожалуй, известного романа японского писателя Юкио Мисима «Золотой храм». Название книги, конечно, несет символический смысл. Герой видит в архитектурном сооружении зримое воплощение красоты. Назревает вполне романтический конфликт – между желаемым и действительным, между «было» и «стало». И когда муки послушника становятся вконец невыносимыми, он вспоминает Герострата, сжегшего храм Артемиды, одно из «семи чудес света» из тщеславного желания прославиться. Впрочем, Мидзогути – человек иного времени и иного склада. Тщеславие ему чуждо.
Его мучит принципиально иное – невозможность достижения идеала, а жалкое подражание не устраивает. Вот почему храм и оказывается обреченным на сожжение.
Таким образом, внешняя схожесть сюжетной канвы истории Герострата и того, что произошло с героем Мисима, весьма обманчива.
Мидзогути – философ, подобно истинно восточному человеку. По ходу развития сюжета и, особенно ближе к финалу, он прозревает. Оказывается, красота губительна, в ней коренится зло. Примечательно, что речь идет не о женской красоте, а о великолепном дворце. Но ведь и стены умеют говорить немым языком!..
Как тут не вспомнить Артюра Рэмбо, написавшее все самое лучшее, ставшее классикой французской и мировой литературы, до девятнадцати лет, а потом осознавшего, что реальная жизнь восхитительнее любого вымысла. Параллели невольно напрашиваются.
Тем не менее, финал произведения японского писателя поражает скупостью языка и почти полным отсутствием эмоций у главного героя, только что совершившего чудовищный поступок. Он спокойно закуривает и констатирует: жизнь продолжается. Неужели вместе с пламенем пожара в нем тоже выгорело всё человеческое? Едва ли. Просто на поверхности – только внешняя сторона дела.